ваши проблемы котрые вы можете решить с нашей помощью.ВРАЧ+ПСИХОЛОГ

Аллергия;

Булимия;

Гастроэнтерологические заболевания;

Гинекологические заболевания;

Гипертония;

Депрессия;

Дерматит;

Импотенция;

Неврастения;

Нейроциркуляторная дистония;

Нервная анорексия;

Опущение органов (без операции)

Онкологические заболевания – повышение качества жизни, уровня функционирования;

Простатит;

-------------------------

Лечение без операции Опущение органов (птоз)

-----------------------

"Трудный диагноз"

когда врачи опускают руки - лечебно-диагностическая программа для пациентов с трудно дифференцируемым диагнозом;

Работа с больными, которых современная медицина относит к разряду современный «сложный пациент»

____________________

Мы – это помощь и консультация психолога- психотерапевта и врача одновременно

Основные преимущества психосоматических методов лечения.

О чем идет речь, в психосоматике ?

О тревогах (часто безосновательных) по поводу своего здоровья. О поиске симптомов несуществующих болезней, которые обычно обнаруживаются. О болях, не вполне понятного происхождения. А также о неожиданно возникающих телесных недугах у прежде здорового человека. Сфера психосоматики обширна: душа и тело едины и душевные переживания могут переходить в телесные болезни. Даже тогда, когда телесные недуги начинаются без видимых причин, они имеют скрытые психологические корни.

рубрики

ЗНАЧЕНИЕ КИТАЙСКИХ АРХЕТИПОВ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОСОМАТИКИ

ЗНАЧЕНИЕ КИТАЙСКИХ АРХЕТИПОВ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОСОМАТИКИ

О.Г. Антошкина, психолог, г.Харьков

Рецензенты: А.Ю. Култаев, врач-невропатолог, г.Харьков

Е.А.Дяченко, канд.философ.наук, г.Харьклв

Предначертанья старый иероглиф почти не виден в облаках Земли…

С глубоким почтением и уважением к китайской цивилизации

Цель статьи состоит в том, что бы обратить внимание практикующих психологов, психотерапевтов на знания, пришедшие из глубокой древности, бережно сохраненные, опробованные на практике в течение многих столетий и оставшиеся актуальными. Эти знания дают возможность видеть человека в его целостности, без обескураживающего разделения на тело и душу, в результате которого душа оказалась лишней в силу «ненаучности» данной категории. Символдрама, ориентированная в числе прочих на решение психосоматических проблем и имеющая достаточно инструментов для этого, может значительно обогатиться пониманием основ психосоматического здоровья и подходами к решению проблемы психосоматических соотношений, имеющимся в концепциях традиционной китайской медицины (ТКМ). Концепции ТКМ могут быть легко восприняты именно символдаматистами благодаря знакомству с концепцией архетипов К.-Г. Юнга. Под понятием архетип автор статьи понимает «структурообразующие элементы коллективного бессознательного — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение»(7).А так же то, что сам К.-Г. Юнг в своей книге «Человек и его символы» об архетипах говорит так: «Это куски самой жизни, образы, которые через мост эмоций интегрально связаны с живым человеком». Там же он говорит и следующее: «…архетипы дают жизнь мифам, религиям и философским концепциям, воздействующим на целые народы и разделяющим исторические эпохи». Используя труды доктора философских наук А.Е. Лукьянова, областью научных интересов которого является становление и развитие древнекитайской и древнеиндийской философии и который в своей монографии «Истоки Дао. Древнекитайский миф» реставрирует возникновение культуры Дао на протяжении трех циклов жизни родового общества – раннем, среднем и позднем на материале мифов, встречающихся в древнейших иероглифических текстах, автор статьи пишет об архетипах, лежащих в основе ТКМ.

Для того, чтобы подобраться к практическим полезным для современников приложениям начавшейся более 7 тысяч лет назад и исповедующей принцип преемственности китайской философии, совершим некоторый экскурс в основы китайской философской мысли.

С точки зрения древних китайских мудрецов, тех, кого в Китае принято называть «священномудрыми», идеал гармонии мироустройства – Дао принадлежит прошлому, и он не был создан человеком. Это гармоничное устройство представляет собой триединство человека, природы и первопредка – бога, которое имеет органический телесный (это важно для нас!), духовный и идеальный аспекты. Дао – это то, что было изначально, это – целая культура, (возникшая во времена, когда люди жили в родовой общности – родовом космосе), что нашло выражение в представлениях человека о себе, о мире, о правильных взаимоотношениях человека и мира, правильных поступках правителей, простых людей. Дао – это универсальный принцип, связывающий человека со вселенной и помогающий ему обнаружить целую вселенную в себе. Миропорядок Дао покоится на вечных естественных ритмах инь-ян (о символике и смыслах этого архетипа будет написано отдельно). Со временем гармония первоначального Дао разрушается, но задачей «священномудрых» является восстановление гармонии в каждой из вновь возникающих общественных формаций.

Что касается «устройства» Дао, то «…Дао своим структурным архетипом имеют горизонтально-вертикальный космо-планетарный архетип, который собственным движением разворачивает внутренние структурные элементы Дао в генетическую и диалектическую спираль».(2) Благодаря этой цитате возникает возможность визуализации символа этого архетипа – двойной спирали. Данный архетип нам хорошо известен. Самыми известными вариантами данного архетипа являются символ Дао (а точнее, Тай-Цзи) в виде круга с черным и белым элементами – проекцией двойной спирали на плоскость и двойная спираль ДНК, открытая Д. Уотсоном и Ф. Крик в 1953 г. Очередной раз герметический принцип «что наверху – то и внизу» уверенно подтвердился – и мироздание, и микрокосм (молекула ДНК) устроены одинаково.

Рис.1

Источник: http://www.ligis.ru/astro_fotoФото: [0516] Спиральная галактика с перемычкой в созвездии Печи, NGC 1365

Пояснения: Среди галактических систем наиболее зрелищными оказываются спирали с перемычками. Одна из красивейших — NGC 1365, самая большая спираль в южном созвездии Печи. В центре явно выраженной перемычки расположено ядро галактики, а окружают ее массы более холодных звезд, которые на цветных фотографиях выглядят желтыми. Сама перемычка тоже имеет желтоватый оттенок с отчетливыми прослойками пыли. Она резко обрывается, переходя в нежные изогнутые рукава, освещенные голубыми звездами и розовыми областями звездообразования, где эти звезды сформировались. Эта прекрасная галактика почти так же массивна, как наш Млечный Путь, представляющий собой довольно существенное образование

Авторские права: (c) 1991 Дирекция Англо-Автралийского телескопа, фотография Дэвида Малина
Воспроизводится с разрешения:

Рис.2

Источник: http://www.ligis.ru/astro_fotoФото: [1000] Спиральная галактика типа Sb, NGC 4622
Пояснения: Спиральная галактика типа Sb в созвездии Центавра, NGC 4622. Входит в скопление галактик Центавра. У этой галактики удивительно ровные и тонкие спиральные рукава с миллионами ярких молодых звезд. Она удалена от нас на расстояние 200 млн. световых лет. Фотография получена с помощью 4-метрового телескопа Межамериканской обсерватории в Сьерро-Тололо.
Авторские права:

Воспроизводится с разрешения: Национальные оптические астрономические обсерватории

Рис.3

Источник:http://ru.wikipedia.org

Обратимся еще раз к приведенной цитате. В ней говорится про «внутренние структурные элементы Дао». Нас будет далее интересовать именно структурные элементы, а точнее, основной структурный элемент – пятичастный китайский крест, носящий название У-Син (что переводится как «пять движений», «пять энергий», хотя для нас привычнее понятие «элемент»). На рис. 4 представлен один из вариантов графического изображения пятичастного креста, который отображает центральное положение элемента Земля. Земля для китайцев – центр мироздания. (Сравните: «Земля-матушка» в русских эпосах, сказках). Это изображение пятичастного креста отображает пространственное взаимоотношения элементов-архетипов. Ниже представлены другие варианты изображения пятичастного креста.

Рис. 4

Архетип пятичастного креста входит также в основу древнеиндийской предфилософской и философской культуры Ом и древнегреческого космоса. Чаще графическое изображение У-Син выглядит как пентозвезда, вписанная в окружность, что отображает процессное взаимоотношение элементов-архетипов, являясь символом одноименной концепции. Доктор философских наук А.Е.Лукьянов пишет про это так: «По-видимому, форма пентазвезды, выражающая горизонтально-вертикальную связь элементов спирали Дао, построенной по матрице пятичастного креста, совсем не случайна и является важнейшим генетическим архетипом». (2)

Концепция У-Син является составной частью концепции Инь-Ян. Обе они являются базовыми концепциями традиционной китайской медицины (помимо других своих практических приложений).

Концепцию У-Син мы рассмотрим в рамках ТКМ, что с нашей точки зрения, для психологов и психотерапевтов может оказаться наиболее интересным и полезным, т. к. именно в рамках этой концепции понятным образом решена проблема психосоматических соотношений.

В рамках традиционной китайской медицины сформировался целостный (холистический) подход к пониманию сущности природы человека. Т.е. тот холизм, за который пока безуспешно ратует западная наука, всегда был присущ восточному философскому и медицинскому мировоззрениям. Чтобы в этом удостовериться, рассмотрим основные положения концепции У-Син, чьим графическим выражением и является пентаграмма, вписанная в окружность. Пять первоэлементов-архетипов («движений», «энергий») китайской натурфилософии – это Вода, Дерево, Огонь, Земля и Металл, которые находятся между собой в разного рода взаимодействиях. Рассмотрим взаимодействие Порождения (созидания): Вода (символизирующая происхождение органической жизни) питает Дерево; Дерево становится пищей для Огня; Огонь, угасая, оставляет пепел и превращается в Землю; Земля порождает Металл, а Металл конденсирует Воду – цикл замыкается и начинается сначала. (Хочется обратить особое внимание на красоту и изящество метафоры!) Таким образом, описывается окружность (рис.5):

Огонь

Дерево Земля

Вода Металл

Рис.5

Рассмотрим взаимодействие Разрушения: Вода гасит Огонь; Огонь плавит Металл; Металл рубит Дерево, Дерево своими корнями разрушает Землю и забирает ее соки, а Земля ограничивает Воду! (И снова прекрасная метафора!) Графически это взаимодействие выглядит как пентаграмма (рис.6):

Огонь

Дерево Земля

Вода Металл

Рис.6

Еще один тип взаимодействия – Смягчение: элемент, стоящий между двумя другими, находящимися в оппозиции друг к другу, смягчает их взаимодействие.

Нам эта концепция интересна тем, что описывает все, что имеет циклическую природу, т.е. в ТКМ пять первоэлементов выступают как фазы процесса. Пример. Пять архетипов – суть фазы пищевого поведения в случае, когда есть изначально не хотелось: на фазе Огня человек увидел соблазнительную пищу, купил ее и ест; на фазе Земли – идет расщепление, усвоение этой пищи. Когда пищевой комок прошел фазу расщепления в ротовой полости, желудке, двенадцатиперстной кишке, наступает фаза Металла, когда происходит разделение массы на разные фракции, полезное – неполезное. То, что неполезно – выводится, а полезное – всасывается толстым и тонким кишечниками. На фазе Воды элементы, полученные из пищи начинают встраиваться в молекулы и используются для энергетического обеспечения организма. То, что встраивается, остается в тканях, а энергия потребляется в результате мышечной активности, что можно увидеть как внешнюю деятельность (поступки) человека – это фаза Дерева. В случае, когда человеку есть хочется, цикл начнется с фазы Воды – у человека возникнет мотив: желание поесть. На фазе Дерева этот мотив преобразуется в целевое поведение, направленное на поиск пищи и т. д.

В ТКМ архетипы У-Син используются следующим образом: каждому из первоэлементов цикла У-Син поставлена в соответствие пара телесных органов (плотный и полый), которые рассматриваются в совокупности их физических и психологических функций, что естественно в рамках холистического подхода (Табл. 1).

Функции, соответствующие объединениям органов согласно ТКМ Таблица 1

Функцио-нальное объедине-ние

органов

Орган ТКМ

Органы, ткани и образования

Функции в терминах ТКМ

Тип эмоции

Огонь

Сердце

Лицо, сосуды, кровь, язык, собственно сердце

Хранилище и образование общего Шень, контроль сознания, кровообращение, потоотделение

Радость

Тонкий кишечник

Тонкий кишечник

Разделение чистых и мутных жидкостей, передача «чистого» в селезенку, «мутного»-в толстый кишечник, жидкости-в мочевой пузырь; отвод от Сердца Огня и Слизи

Перикард

Нет анатомического образования

«Защита» сердца, кровообращение

Тройной обогреватель

Нет анатомического образования

Контроль за испарением, проходимостью полых органов, перевариванием и циркуляцией жидкостей

Земля

Селезенка

Селезенка, поджелудочная железа, соединительная ткань, связки, мышцы, губы Превращения питательной субстанции и влаги; функция подъема; регулирование жидкостей организма: контроль крови; ответственность за мышцы и конечности: ощущение вкуса

Нерешитель-ность

Желудок

Желудок

Прием и переваривание пищи; образование питательной жидкости; питательной энергии и субстанции

Металл

Легкие

Легкие;гортань;нос;кожа; волосы на коже

Контроль и регуляция общей Ци;состояния кожи и пор, потоотделения;t тела;активности конечностей;обоняние;дыхание;расширение и очищающий отвод вниз;очищение жидкостей

Печаль

Толстый кишечник

Толстый кишечник

Отделение нужного от ненужного, транспорт и выделение

Вода

Почки

Почки;спинной и головной мозг;зубы;внутр.и внешн.ухо;

волосы на голове;внутренние половые органы;уретра и заднепроходное отверстиеНакопление субстанции;накопление и распределение общего Инь;репродуктивная функция;обеспечение роста и развития;воспроизведение крови;управление водой;прием Ци;рост и крепость зубов, волос;обеспечение формирования и функционирования мозга;обогрев и активизация функции органов

Страх

Мочевой пузырь

Мочевыводящие пути

Накопление, обмен жидкостей организма;их испарение и образование мочи

Дерево

Печень

Печень;глаза;

наружные половые органы;ногти

Накопление и регулирование крови;транспортировка и выведение, участие в пищеварении путем поддержки Ци желудка,селезенки,желчного пузыря;поддержка работы тройного обогревателя для обеспечения проходимости воды;ответственность за остроту, ясность зрения и цветоощущения

Гнев

Желчный пузырь

Желчный пузырь

Образование, накопление и выведение желчи;влияние на психическую деятельность

 

 

Источник: Забирник А.В., Култаев А.Ю. Аппаратная пульсовая диагностика: теория и практика. – Х.: Новое слово, 2008. – 116 С.

Кроме этого, в ТКМ используется аспект цикличной взаимосвязи элементов У-Син, что дает возможность врачам и психологам понимать взаимосвязь и взаимовлияние органов и систем друг на друга, что особенно актуально в состоянии комбинированной патологии, когда у человека наблюдается сразу несколько заболеваний. Это означает, что можно определить орган, систему и, соответственно, психологическое состояние, которые являются первопричиной отклонения от состояния здоровья и, соответственно, сфокусировать лечение и психотерапию. Фокус корректирующих воздействий определяется на основании анализа сочетания факторов: конституции человека (состояния конституциональных органов; соответствия того, как живет человек, что он делает, его конституциональным потребностям и т.п.), патологии других органов, актуального психологического состояния. Это особо важно при организации помощи психосоматическим пациентам и среди них особенно тем, чье заболевание не оставляет достаточно времени для проведения длительной коррекции (например, в случае онкологических заболеваний).

Данная систематизация позволяет врачам, работающим в системе ТКМ, по пульсу определять состояние внутренних органов и систем, актуальный уровень здоровья пациента; понимать взаимосвязь и взаимовлияние патологических состояний; разрабатывать стратегию приложения врачебных усилий для возврата в состояние здоровья или решать задачу повышения уровня здоровья.

Таким образом, представление об организме человека, его психологических состояниях и взаимосвязях органов и систем в организме в ТКМ выведено из представления о пяти космических первоэлементах (архетипах) и их взаимосвязях между собой, благодаря чему организм человека предстает как единое целое.

В рамках ТКМ целостность человека означает следующее: 1) во взаимосвязанности и взаимовлиянии его физиологического (физического) и психического начал, что породило такое понятие как конституция (конституциональный тип) человека на основе У-СИН и 2) во взаимосвязанности его конституции (конституционального типа) и склонности к определенным заболеваниям.

Выше мы говорили о конституциональной типизации людей на основе У-Син. Это означает, каждый из пяти архетипов – суть конституциональный тип, определяемый по совокупности определенных признаков физического тела человека (соматипа), которому соответствует определенный психотип, т.е. совокупность психологических качеств.

Например, человек «Огонь»: имеет миниатюрное тело прямоугольной формы, вьющиеся волосы, заостренные черты лица, активную жестикуляцию и быструю речь. Максимально открыт для окружающего мира, постоянно готов к вербальному и эмоциональному общению; для этого человека важно быть на виду, он не лидер, а скорее инициатор – генератор идей, умеющий «зажечь» и увлечь. Для него главное «казаться», а не «быть». Отношение и интерес к людям и событиям легкое, поверхностное, экспансивное. Без новых ощущений быстро теряет интерес к происходящему. Обращает внимание больше на внешнюю сторону дела, а не на его суть. Показана деятельность, связанная с постоянным общением, сменой обстоятельств, событиями, с новыми людьми. В деятельности должен иметь возможность проявлять себя и получать признание. Конституциональные органы человека «Огня» — сердце, тонкий кишечник. Если эти органы имеют отклонения в функционировании, это может означать то, что человек «Огня» по разным причинам не функционирует в рамках присущей ему конституции. Если наш пациент – человек «Огонь» и у него депрессивное состояние, стоит в сбор анамнеза включить вопросы про то, имеет ли он возможности для получения новых впечатлений, для того, чтобы в какой-либо сфере быть лучшим; имеет ли он признание у значимых лиц и т.п.; если нет, то почему.

Врач, имеющий классическое образование, будет лечить симптом. Врач и психолог, знающий ТКМ, — прояснять и корректировать причины, лежащие в основании симптома. Причем для китайских врачей было очевидно, что если возникла болезнь, значит обязательно необходимо корректировать и определенное психологическое состояние. Без психологической коррекции достигнутой эффект в улучшении физического здоровья будет в большинстве случаев нестоек.

В отличие от современной западной медицины, которая констатирует взаимосвязь психологического, физиологического и социального и имеет на этот счет некоторые представления, в рамках ТКМ идет речь о точном соответствии между определенными физическими органами и системами и психологическими состояниями и эмоциями. Китайские врачи обладали синтетическими знаниями, т. е. были по сути «целителями» и в смысле того, что обладали знаниями о целостности человека, и в том, что восстанавливали целостность своих пациентов, воздействуя одновременно на тело и психику. Среди современных специалистов, такой подход знаменует, пожалуй, скорее исключение, чем правило. Поэтому к тому эффекту, которого добивались китайские врачи, в современных условиях можно приближаться посредством синергии врачебной и психотерапевтической деятельностей. ТКМ дает возможность врачам и психологам говорить на одном языке, понимать друг друга, дополнять друг друга, решая задачи, связанные со здоровьем пациентов.

Благодаря традиции преемственности, связанности философской мысли, свойственные китайской цивилизации от момента возникновения до наших времен, воззрения на природу человека не менялись. Она всегда для китайских философов была едина и в смысле единства психологического и физиологического и в смысле единого устройства природы и человека. Базовое утверждение древних врачей состоит в том, что индивид является составной частью окружающей природы и находится с ней в постоянных и тесных взаимоотношениях. Умение сохранять внутреннюю гармонию и приспособиться к природным условиям – залог душевного и физического здоровья.

В настоящее время эти тезисы звучат очень современно и актуально, и это означает, что те древние воззрения, которые постепенно становятся нам доступными и к которым, без сомнения, относится и традиционная китайская медицина, предоставляют нам методы описания сложных систем, самой сложной из которых является человек.

Тезаурус психологических терминов и понятий:

Архетип (греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом. Под слоем «личностного бессознательного», составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает «коллективное бессознательное», трактуемое как общечеловеческое основание («грибница») душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют «комплексы» (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются «А.» — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими «априорными формами» познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело — архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят «защитную стену символов», позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию В.Н. Фурс (7)

Психосоматика(греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. Соответствующая предрасположенность может влиять на выбор поражаемого органа или системы.(3)

Тезаурус терминов и понятий ТКМ

Болезньнарушение адекватности и гармонии функционирования организма

Взаимосвязь и взаимозависимостьодин из основных принципов описания динамической картины мира. Является логическим следствием принципа целостности

Здоровье – гармония между внутренней и внешней средой при условии адекватности функций текущим потребностям

Инь-Ян – одна из основных базовых концепций ТКМ

Инь – определенный качественный аспект предмета или явления. Все, что сохраняет неподвижность, опускается вниз, является смутным и скрытным (пассивно и имеет слабые функции), относится к Инь. В узко медицинском смысле слова под Инь, в зависимости от контекста может пониматься субстанция, материальная основа органа, его структура; тот аспект питательной энергии (Ин-Ци), который используется на восстановление структурной целостности органа, субстрат для физиологических функций.

Концепция пяти первоэлементов (пяти «движений») – базовая концепция ТКМ, которая служит для объяснения сетевых гомеостатических взаимодействий как в физиологии, так и для объяснения взаимодействия человека и окружающей среды. Все в природе состоит из пяти начал, пяти первоэлементов, говорили древние, и в различных комбинациях они составляют целое – независимо от того, что это или кто это – человек или мир. Пять элементов находится между собой в различных взаимосвязях, что является причиной проявления множества различных характеристик предметов и явлений и одновременно – причиной роста и развития.

Холизм – философская теория, в соответствии с которой фундаментальным законом природы есть существование целостностей, которые не сводятся к механической сумме их составных частей, а являются большими, чем их сумма. В живом организме соединение частей в иерархически более высокую структуру сопровождается появлением нового качества, которое не сводимо к качествам ее составных частей.

Целостность – как принцип оценки предмета и явления, позволяет рассматривать нечто не как «вещь в себе», а как объект или процесс, взаимодействующий со множеством других, подобных. Этот принцип дает возможность получить динамический «портрет» объекта.

Ци – достаточно многозначное понятие. В общем случае Ци рассматривается как философское понятие, обозначающее нечто, лежащее в основе строения Вселенной, где все существует, живет и видоизменяется вследствие превращений и движения Ци. Ци обозначает возможность деятельности, которая может быть проявлена в виде функции, а может и в непроявленной форме. Для того, чтобы Ци стала проявленной, необходимо наличие Инь (субстрата или точки приложения Ци), а также Шень (информации о процессе и его результате). Поэтому о наличии (количестве) Ци мы можем судить лишь по наличию деятельности (функции) и ее результата. В более узком смысле, применительно к медицинским целям, под ци могут пониматься возможность органов выполнять их функции, а также любые субстанции, носители энергии, принимающие участие в жизнедеятельности организма или поддерживающие функциональную активность органов или тканей. В том числе различают Ци вдыхаемого воздуха, пищи и воды.

Цикл У-Син – объединение пяти первоэлементов в цикл, который служит для описания процессов, происходящих, например, в организме. Рассмотрение первоэлементов в цикле позволяет объяснить сложные сетевые гомеостатические взаимодействия процессов, происходящих в организме и природе.

Шень – такая же универсальная категория в ТКМ, как Ци, Инь, Ян. Согласно древним трактатам, термином Шень обозначается все, что не является толом (материей) и Ци. Таким образом, Шень в общем смысле слова – информация, один из аспектов любого материального объекта. В медицинском контексте Шень обозначает проявления духовного начала человека, психические и интеллектуальные его проявления.

Ян – определенный качественный аспект предмета или явления. Все, что движется, устремляется вверх, ясно определимо и активно (динамично функционирует и движется), относится к Ян. В узко медицинском смысле слова под Ян понимаются исключительно результаты деятельности чего-либо или кого-либо. Саму по себе деятельность рассматриваемого объекта тоже можно рассматривать в качестве Ян, если она является конечной целью (результатом) процесса. Трактовать Ян как разновидность энергии – ошибочно. Без энергии никакая деятельность (включая функционирование органов) и, следовательно, результаты деятельности невозможны. Она дает возможность для функционирования, однако ее наличие не обязательно свидетельствует о том, что функционирование происходит. Ян является непосредственным отражением функции, ее результатов.

Литература:

1. Забирник А.В., Култаев А.Ю. Аппаратная пульсовая диагностика: теория и практика. – Х.: Новое слово, 2008. – 116 С.

2. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. – М.: ИНСАН, РМФК, 1992. – 160 С.

3. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 С.

4. Шнорренберг К. Учебник китайской медицины для западных врачей. – М.: Balbe, 2007. – 560 С.

5.Щепановская Е.М. Нарушение архетипических понятий порядка и чистоты в современном мире архетипы порядка и чистоты с глубинно-исторической точки зрения и отход от них в современном мире // Дпф 2006, Материалы круглого стола «Философия культуры и культурология: традиции и инновации» СПбГУ, 2007 — С.502-511.

6. Щепановская Е.М. Мифологические архетипы как ядро понимания ментальности наций (на примере Индии и Китая) Доклад на конференции «Философия этноса» в рамках Дней петербургской философии СПбГУ, 2009.

7. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. — 896 с.

8. Юнг К.-Г. Человек и его символы. —

Издательства: Серебряные нити, Медков С. Б., 2006 г. 352 стр.