Учитывая, что саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса, преподаватель может создать условия для индивидуального и творческого самовыражения. Это предполагает непосредственную мотивацию учения и иных видов деятельности по организации самодвижения, дает студенту возможность почувствовать удовлетворение от самосознания своего роста и развития.
Наши студенты несвободны. Они несвободны от рамок и ограничений, к которым привыкли и в которых уютно, от собственной тревожности, и, в конце концов, от безграничной, безмерной зависимости от нашей оценки. Как это проявляется? Попробуйте дать группе студентов максимально «открытое» задание, предполагающее крайнюю степень самостоятельности, творчества и свободы. Радости на лицах студентов вы, увы, вряд ли увидите. Вопросы обрушатся градом, и все эти вопросы будут носить ограничительный характер: «Каков точный объем работы?», «Как ее правильно оформить?», «А можно писать то-то и то-то?». И дай бог, чтобы хоть кто-то задал вопрос о содержании предстоящей деятельности.
Поэтому сегодня жизненно необходимо создать в вузе особую развивающую среду, в которой студент является не просто равным субъектом образовательного процесса, но и активным создателем своей «учебной жизни», способным к планированию и планирующим свое обучение и развитие, осознающим этот процесс, оценивающим его результаты и на основе подобной самооценки строящим дальнейшие планы саморазвития.
Под развитием, тем не менее, не подразумевается полная неконтролируемость. Любая работа по развитию предполагает выработку определенных критериев его развития. Поэтому создание критериев профессионализма -з адача недалекого будущего.
Решением названных выше проблем могли бы стать созданные в рамках университета практические центры, в которых студенты могли бы осваивать свою будущую профессию, где могли бы видеть работу настоящих профессионалов, и не просто видеть эту работу, но и, начиная с первых курсов, активно в ней участвовать. Примером такого подхода может служить уже созданная на кафедре уголовного процесса и криминалистики СамГУ юридическая клиника.
Юридическая клиника — это часть учебной программы, позволяющая обучить студентов-юристов практическим навыкам работы, сформировать компетентного профессионала, в частности, реализующаяся путем оказания студентами юридической помощи гражданам, которые не имеют возможности получить ее в другом месте.
При обучении в клинике могут быть использованы и вымышленные дела, хотя в наиболее полной мере практическое обучение дает результаты при работе с реальным клиентом. Клиника позволяет выработать чувство ответственности. Причем как у студента, так и у преподавателя. Можно не подготовиться к семинарскому занятию, придумав себе сотню оправданий, но очень трудно забыть о проблеме клиента, который придет завтра в назначенный час К ТЕБЕ!
Безусловным требованием работы в клинике является контроль деятельности студента со стороны преподавателя. И это большой труд, который также накладывает на человека ответственность. Важным моментом является привлечение к работе в клинике практиков, которые действительно могут передать свой опыт. Клиника позволяет студенту понять, ту ли профессию он выбрал, осознать, для чего дается то огромное множество предметов, которые ему необходимо изучить в вузе. Клиника позволяет смягчить (либо полностью устранить) тот удар, шок, который ожидает студента, выпускающегося из вуза и идущего работать на практике. В конечном счете, клиника позволяет обучить человека, который потом сможет своей работой продвигать демократические преобразования в нашей стране. Клиника позволяет сказать самому себе: «Я тоже могу стать профессионалом». Часто мы смотрим детективы про комиссара Мэгре, читаем книги про Пери Мейсона и думаем, что не сможем стать такими, потому что нужно быть очень сильной личностью, очень умным, находчивым. Но на самом деле любой средний по своим способностям человек может стать настоящим профессионалом. И понять это ему помогает Клиника.