В литературе, посвященной Канту и его философии логики, существует значительный разброс мнений по поводу решения Кантом проблемы соотношения логики и мышления. От признания Канта «сильным психологистом» до объявления его антипсихологистом. Поэтому следует разобраться в том, какова позиция Канга по отношению к проблеме психологизма в философии логики.
Чтобы дать ответ на поставленный вопрос, следует точнее обозначить проблему психологизма. В общем плане она формулируется обычно как проблема соотношения логики и мышления. Однако в ней различаются две составляющие: 1) вопрос возможности обоснования логики в терминах психологии, 2) вопрос о типе отношений между логическими процедурами, с одной стороны, и эмпирическими (психологическими) данными о мышлении — с другой. Классический психологизм XIX века отвечал на эти вопросыследующим образом: 1) логика редуцируема к психологии и 2) логические структуры представляют собой подкласс психологических структур. Эту концепцию мы находим, например, у Джона Стюарта Милля. Антипсихологизм, возникший в своих радикальных формах в конце XIX — начале XX в. и связанный прежде всего с именем Г. Фреге и Э. Гуссерля, отвечает на эти вопросы следующим образом: 1) логика автономна, независима от психологии, 2) логические структуры не сообщают нам никакой информации о структурах мышления.
В своей работе «Мысль» Фреге говорит о ложности тезиса о том, что «в логике изучается психологический процесс мышления и те психологические законы, в соответствии с которыми он происходит»1. Обоснование ложности этого тезиса Фреге получает из утверждения, согласно которому «в случае, когда нам необходимо установить, справедливо ли умозаключение, к которому этот (психический) процесс приводит, можно, вероятно, обойтись и без описания психического процесса »2. Здесь можно заметить, что в посылке и следствии речь идет о разных вещах. В посылке говорится о том, что из психического процесса нельзя получить никаких данных для обоснования логической процедуры (умозаключения). А в следствии говорится, что неверен тезис о том, что логика сообщает нам какую-либо информацию о процессе мышления, что логические процедуры не являются моделями процесса мышления. Однако очевидно, что из первого второе по крайней мере не следует. Невозможность обоснования логических процедур в терминах психологии ничего еще не говорит о невозможности моделирования психологических процедур логическими. Математическое моделирование в социологии не свидетельствует о том, что теоремы математики обосновываются при помощи опросов об их верности. Основная ошибка Фреге заключается в неразличении вопросов об обосновании и моделировании. Логические и психологические процедуры могут обосновываться независимо друг от друга, но могут сообщать друг о друге важную эвристическую информацию и даже служить моделями друг друга. Это просто другой вопрос, который и должен решаться независимо, на собственных эмпирических основаниях.