Проблемы этнокультурного компонента в отечественной образовательной системе
Несмотря на, казалось бы, очевидную пользу современных инноваций, внедряемых в систему образования Республики Беларусь, сохраняется множество вопросов, касающихся повседневного воспитания подрастающего поколения. Например, каково воздействие сегодняшней практики поликультурного образования и воспитания на динамику развития общества? Какие именно знания о многообразии человечества необходимы современному человеку, живущему в конкретной этнокультурной среде? Каким должен быть баланс между стремлением человека к изучению традиций и языка своего народа и практической необходимостью постижения им доминирующей в обществе культуры, важной для социальной практики? Одним словом, чему и как учить?
В школах и вузах Республики Беларусь количество учебных дисциплин, дающих возможность учащимся овладеть знаниями об этнокультурной среде, очевидно ограничено. В планах и программах школ, гимназий и лицеев соответствующую информацию, причем в весьма небольшом объёме, можно встретить лишь в рамках курса истории Беларуси. В то же время в школах Российской Федерации учащиеся, кроме истории родного края, изучают этнологию, культурологию, народоведение, мировую художественную культуру и другие предметы, содержащие этнокультурную информацию. В белорусских вузах только на психологических и исторических факультетах читается спецкурс по этнической психологии. В учебные планы этих факультетов, а также факультета международных отношений БГУ и, естественно, Белорусского государственного университета культуры и искусств включены такие дисциплины, как культурология, конфликтология, межкультурная коммуникация. Однако не все названные дисциплины являются базовыми. Студенты других специальностей не изучают данные предметы даже в рамках вузовского компонента или дисциплин по выбору. Время показало, что до конца не ясно, какие же именно этнокультурные, а тем более этнопсихологические проблемы должны стать частью обязательных знаний современного белоруса. Основное внимание образовательный Госстандарт уделяет теоретическим вопросам, а конкретные сведения об этнокультурных и психологических особенностях своего и других этносов включены в него в недопустимо незначительной степени, хотя в современном мире именно эти сведения (и это доказано) имеют не только эстетическую, но и практическую значимость. Этнокультурные запросы и потребности до сих пор в полной мере не нашли своего отражения в отечественной образовательной системе.
Введение в систему общего и высшего образования этнологических и этнопсихологических знаний, реализация их потенциала могут способствовать развитию направленности на формирование у молодых людей этнической идентичности и современной толерантности этнокультурного сознания, а также может влиять на развитие столь важной для полиэтнической Беларуси культуры межэтнических и межконфессиональных отношений и, наконец, может развить общую стратегическую линию государства на удовлетворение глубинных культурных потребностей всех этнических групп, населяющих Республику Беларусь.