Пожалуй, значительнейшей работой Антонио Гауди стал храм Святого семейства. Выполненный в стилистике неоготической эклектичности, собор в то же время классически пропорционален и гармоничен. Здание храма спроектировано под возможность размещения 1500 хористов, пяти органов и отдельного детского хора из семи сотен человек. По замыслу создателя, собор должен был быть новым средоточием католицизма, подчеркивая блеск и величие Католической Церкви в Барселоне. Благодаря такой целевой базе, проект был всячески поддержан Римским Папой Леоном XIII.
Возведение собора было начато без участия Гауди, под водительством зодчих Де Вильрары и Мартореля, однако в 1891 году руководство постройкой перешло под его управление. Поскольку часть работ была уже выполнена, Гауди не стал менять основу – римский крест с тремя поперечными и пятью продольными нефами. Как и предшественники, Гауди, в принципе одобрял идею возможности размещать надгробные памятники внутри собора. Однако, несмотря на видимую конформность в проектировании, он всё же решился внести довольно существенные изменения. К примеру, была пересмотрена форма капителей криптовой колоннады, арки подняты – до 10 метров, были также изменены некоторые ритуальные памятники. Кроме того, Гауди решительно отказался от фронтального размещения лестниц, перенеся их в крылья.
Проект Гауди, помимо прочего, был прямо-таки перенасыщен христианским символизмом. Зодчий рассматривал этот храм в качестве грандиозной аллегории жизни Иисуса, где каждый из фасадов играл бы свою иллюстративную роль. Восточный – рождению Иисуса, западный – «страстям» и распятию, а самый впечатляющий – южный – воскрешению Христа из мёртвых. Подобную же цель преследовало и оформление порталов, которые, к примеру, в одном из фасадов символизировали Любовь, Надежду и Веру.
Религиозный подход довлел даже над очерёдностью работ над фасадами. Так, когда друзья советовали архитектору начинать с запада, т.е. – с работы над фасадом, обращённым непосредственно к Барселоне, Гауди ответил просто: «Ex oriente lux» — свет, приходящий со стороны востока. Видение мастера победило, и недостроенной по сей день осталась именно западная сторона собора.
Отличительными особенностями нового храма Барселоны были призваны стать сложнейшие и изобильные скульптурные композиции, изображающие чуть ли не весь спектр жизни на земле. Изумительная сложность профиля и детальность этих композиций превзошла все имманентные классической готике, аналоги, явившись, таким образом, своеобразным готическим модерном, развёрнутом на плановой основе средневекового образца.
Хотя Гауди работал над собором три с половиной десятка лет, однако, полностью возвести и украсить удалось лишь Восточный фасад, посвящённый рождеству и четыре башни над ним. Запад же аспиды здания всё ещё находится в недостроенном состоянии. Работы над ней то разворачиваются, то подвергаются заморозке из-за нехватки финансирования. Кроме того, очевидна связь между темпом работ и меняющимся отношением городских властей к творческому наследию гениального каталонца. Возведение этого исполинского архитектурного шедевра, превратившегося в блистательный памятник и для самого мастера, может наблюдать уже пятое поколение барселонцев, а, поскольку, завершение работ над этим недостроенным символом города ожидается лишь в 20е-30е годы ХХI века, то можно с уверенностью сказать, что полемизировать по этому поводу будет и шестое поколение горожан.