Причины возникновения онкологии. Взгляд с точки зрения психосоматического подхода
Автор: психолог-психотерапевт Антошкина О.Г. (психологическая, психотерапевтическая помощь)
2010 г.
Тело не болеет отдельно
и независимо от души
Сократ
Психосоматическая медицина, которая бурно развивалась в последние годы, стремится преодолеть разрыв между телесным и психическим началами человека. Связь между ними замечена и изучается в течение нескольких веков. На сегодняшний день оказалось очевидным, что многие заболевания, включая болезни органического характера, в большой степени обусловлены влиянием психологических факторов. Такой подход полезен тем, что он открывает новый подход к изучению причин заболеваний, а, значит, и новый подход к их лечению и профилактике.
Уже в ХVII-XVIII вв. русские врачи считали, что «уныние» предрасполагает к болезни, «привлекает» ее, «умножает» и делает «опаснейшею».
Тело и душа, считал М. И. Скиадан, (ординарный профессор физиологии, патологии и общей терапии в Московском университете (с 1776 г.). Автор труда «О причинах и действиях страстей душевных, также и о способе умерять и укрощать оные для благополучной и спокойной жизни», Москва, 1794) настолько тесно соединены между собой, что все «мановения души» отражаются на состоянии тела и наоборот.
На громадную роль психического фактора в нарушении нормальной деятельности внутренних органов – сердца, сосудов, селезенки – указывал выдающийся терапевт С. П. Боткин.
О роли психики в возникновении телесных заболеваний говорили И. Р. Тарханов, А.И. Яроцкий, П. С. Усов, В.Ф. Зеленин и другие.
В данной статье сделана попытка рассказать о наблюдении врачей, начиная с древности и до наших дней, за теми психологическими особенностями личности, которые, по их мнению, могли бы повлиять на возникновение такого заболевания как рак.
Проблема опухолевых заболеваний является одной из самых древних медицинских проблем. Несмотря на давность, она остается актуальной и теперь. Первые письменные упоминания об опухолях встречаются у древних египтян в папирусе Эберса (1500 г. до н.э.). Что касается сущности рака, его проявления и развития, то даже в давние времена врачи пытались разобраться в этой проблеме не с одной только биологической точки зрения.
В Китае это заболевание узнали очень давно. Имеются записи об опухолях в надписях на костях и черепашьих панцирях в раскопках, относящихся к эпохе династии Инь (XVIII-XII вв. до н.э.). Имеются также описания «болезненных опухолей на поверхности тела», относящиеся к XII веку до нашей эры. В самой ранней книге по медицине, известной в Китае, «Нэй Цзин» были найдены детальные описание и лечение опухолей. В главе «О необычных заболеваниях, интимная беседа» говорится: «Скопление нужно лечить лекарством в сочетании с Дао-инь. Его нельзя лечить одним только лекарством». (Дао-инь - это китайская лечебная терапия, которая включает в себя массаж и акупунктуру). В другой главе, названной «Происхождение заболеваний. Духовная основа (ось)», говорится: «Задержка вызывает скопление». Задержка имеет значение «застоя». Она происходит от текущих субстанций внутри тела, таких как жизненная энергия и кровь. Они застаиваются, так как их атакуют вредные факторы и принимают форму шишки (кома) в результате чрезмерного накопления. Эту шишку (ком) в традиционной китайской медицине называют чем-то вроде скопления, которое может самопроизвольно опасть, а в наши дни это называется доброкачественной опухолью. Что касается злокачественных опухолей (они называются также карциномами, раком и затвердевшими (бесчувственными) скоплениями), они, в основном, вызываются застоем и задержкой жизненной энергии, крови, флегмы (мокроты) и пищи. [2]
Античная медицина также проявила интерес к вопросам этиопатогенеза, клиники и лечения опухолей, и сделала попытку их классификации. Гиппократ различал два вида злокачественных опухолей: скиррос (твердая опухоль) и каркиннос (мягкая опухоль), а также две стадии их развития: скрытую и открытую. Вопросы этиопатогенеза опухолей трактовались античной медициной в свете теории гуморральной патологии как нарушение равновесия кардинальных влаг (жидкостей) организма, в частности, желтой и черной желчи. В свете этой теории черная желчь связывалась с меланхолией, а желтая — с ипохондрией. Римский врач Гален (I в.н.э.) отмечал, что женщины-меланхолики чаще заболевают раком, чем женщины-сангвиники или просто счастливые.
«В исторических документах, сохранившихся до наших дней, сказано, что рак чаще всего встречается среди вдов и вдовцов, а также в семьях, переживших смерть любимого ребенка. Общим для всех этих случаев было то, что человек, который умер, являлся для остальных членов семьи целью существования, смыслом их жизни». [6,С.24]
Многие из тех лекарственных препаратов, которые упоминаются в труде крупнейшего армянского врача XV в. Амирдовлата Алгасиаци «Ненужное для неучей» (1482 г., энциклопедический словарь по средневековому лекарствоведению, 3700 наименований) в связи с их противоопухолевыми свойствами, в прошлом применялись от ипохондрии. В них обнаружены алкалоиды, действующие на центральную и периферическую нервную систему.
Гедрон в 1701 г. писал, что страх и глубокая скорбь вызывают рак. Гай в 1759 г. утверждал, что нервные и истеричные женщины чаще заболевают раком, но еще в большей степени этой болезни подвержены апатичные, меланхоличные женщины, в жизни которых было много переживаний и горя. Уолх в 1846 г., нисколько не сомневаясь, отметил, что «душевные муки, неожиданные удары судьбы и затянувшаяся меланхолия ведут к «неправильным иннервациям», что опять же стимулирует развитие раковых опухолей.
Между 1870 и 1890 гг. в литературе встречалось очень много тезисов о раке, в которых авторы постоянно напоминали о том, что горе и утрата, одиночество и продолжительная меланхолия являются факторами риска и приводят к раковым заболеваниям.
Интересно отметить, что, например, психоаналитическое исследование меланхолии интерпретирует потерю интереса к обычным целям и преувеличенную занятость недавней потерей как отвлечение либидо от обычных отношений и «гиперкатексис» ее в область утраченного.
В 1926 г. болгарская врач Элида Эвансова обследовала с помощью психосоматических методов 100 пациенток и установила, что незадолго до заболевания раком почти каждая из них утратила либо прервала эмоциональный контакт с человеком, к которому была сильно привязана.
Доктор Бенсон и его сотрудники в 1967 г. определили тип личности и защитные механизмы у пациентов, болеющих раком, в сравнении с различными другими группами испытуемых, среди которых были пациенты после сложных операций, травм и просто здоровые люди. Пациенты больные раком больше, нежели остальные, отрицали и подавляли неприятные и социально нежелательные ощущения. Преобладающими у них были депрессивные настроения, а не страхи или недружелюбность. Эти отличия, по сравнению с остальными обследованными, были очень хорошо заметны.
Американские профессора психиатрии T.H.Holmes, R.H.Rahe (1967) создали теорию жизненных событий. Была составлена шкала оценки событий, происходящих в жизни, по их важности для личности. T.H.Holmes с сотрудниками выявили 43 жизненные ситуации, которые распределили по их степени риска, т. е. насколько каждая из них может способствовать раковым заболеваниям. В число ситуаций с наибольшей степенью риска вошли: утрата жизненного партнера, смерть близкого члена семьи, пребывание в заключении, потеря работы, уход на пенсию, а также резкое изменение установившихся привычек из-за начала супружеской жизни. Остальные факторы оказались менее существенными. Указанные резкие перемены в жизни человека происходили незадолго до заболевания раком (от 6 месяцев до 2 лет). Надо заметить, что эти события являются фактором риска для людей, которым свойственны фиксация на негативе, печали. Никто не может прожить жизнь без потерь, резких перемен; никто не в состоянии их ни предвидеть, ни отменить. Нормально, когда человек, пережив потерю даже очень значимого человека, или претерпев революционное изменение своей жизни, идет дальше в свое будущее, не застряв навсегда в событиях прошлого.
Доктор Карл Симонтон, сделавший существенный вклад в понимание психологических аспектов этого заболевания, дает следующую характеристику личности онкологического больного:
- у такого человека значительно развита тенденция затаивать обиду и неспособность ее прощать. (Помните термины китайских врачей: «застой» и «скопление»? Китайские врачи считали, что «застой» в области чувств – т.е. «застревание», концентрация на одних и тех же негативных эмоциях ведет к застою и скоплению энергии ци, крови, флегмы (мокроты) и пищи в органах и системах);
- чувство жалости к себе;
- слабая способность устанавливать и поддерживать долговременные отношения;
- слабость структуры «Я», что подразумевает повышенную тревожность, низкую стрессоустойчивость, низкую адаптивность к условиям изменяющегося мира, отсутствие способности к реализации своей воли, недостаток уверенности в себе, неспособность полагаться на себя, свои возможности вместо «эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями (Либин, Либина, 1996)». [3,С.29]
Наконец, он отмечает, что такие пациенты часто чувствовали себя отвергнутыми одним или обоими родителями.
Американский психотерапевт доктор Лоренс Ле Шан, работающий с онкологическими больными 35 лет, исследовал личность онкологического больного и описал ее. Это личность:
- неспособная выражать гнев, особенно в целях самозащиты;
- ощущающая свою неполноценность и не нравящаяся сама себе;
- испытывающая напряженность в отношениях с одним или обоими родителями;
- переживающая тяжелую эмоциональную потерю, на которую она реагирует чувством беспомощности, безнадежности, подавленности, стремлением к изоляции, т.е. также как в детстве, когда она оказывалась лишенной чего-то важного.
При таком комплексе чувств рак диагностируется обычно за период от 6 месяцев до 1 года. И пока человек не сделает чего-нибудь для изменения своего беспомощно-безнадежного стиля реагирования, перспектива выглядит не особенно благоприятной.
В своей книге «Психосоматика и позитивная психотерапия» (1996) Носсрат Пезешкиан так описывает личность онкологического больного: «Больной раком склонен к уходу в работу. Сфера разум/деятельность развита у него сильно. Хорошая должность, надеется он, даст ему уверенность и признание. Поэтому он тяжелее переносит промахи. Неудачи на работе нередко обнаруживаются перед началом злокачественного заболевания. Так же тяжело переживает он потерю близкого человека. Типичный западный раковый больной очень культивирует отношение только с одним человеком, игнорируя иные контакты. Он охотно жертвует собой для родителей, детей и супруга. Он вкладывает в эти отношения всего себя и готов внести все, лишь бы не потерять партнера. Если по какой-либо причине дело доходит до развода, этот «удар судьбы» может вывести человека из психофизического равновесия.
Сфера фантазий бывает ограниченной. Воображение развивается, кажется, только в направлении страхов, тревог, сомнений. Больные со злокачественными опухолями часто не имеют осознанных представлений о желаемом, а если имеют, то у них не хватает мужества реализовать то, что они бы хотели сделать, то, о чем мечтали. Экспансивные намерения были у них подавлены, обычно, еще в детстве или же их цели, связанные с самопожертвованием, не имеют пределов». [4,С.296]
Эти описания основаны на практическом опыте. Опираясь на них, можно оказывать помощь таким больным гораздо более квалифицированно и направленно в части психологической коррекции проблем личности. Не секрет, что эта категория больных попадает в «заговор молчания», имеющий своей целью принести благо. Но, наверняка, квалифицированная психотерапевтическая и психологическая помощь могут принести больше пользы. В начале ХIХ в. известный врач М.Я. Мудров, уделяя большое внимание психической жизни больного и психогенным факторам заболевания, требовал применения психотерапии. Он писал: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело».
Сейчас активно развивается одно из современных направлений психологии – онкопсихология, исследующая влияние психологических факторов на возникновение и течение болезни. Специалисты-онкопсихологи оказывают психологическую помощь онкологическим пациентам и их родственникам.
В заключение хочется привести слова Лоренса Ле Шана, который много лет посвятил работе с онкологическими пациентами и спас многих: «Рак – болезнь не смертельная, это всего лишь поворотный момент в жизни и возможность осуществить то, о чем вы всегда мечтали».
Литература:
- Досталова Л.: Как сопротивляться раку / Пер. с чешского. Серия «Исцели себя сам». Санкт-Петербург. «Питер». 1994
- Китайский метод лечения Ци-гун. Составлено Чжан Мин-У, Сунь Син-Юань. Пер. с англ. Гольдринг В.Г. Харьков. Проблемная лаборатория центра «Финист». 1990 — 196 с.
- Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 992 с.
- Пезешкиан Носсрат Психосоматика и позитивная психотерапия / Пер. с нем. М.: Медицина, 1996. — 464 с.
- Психодрама: вдохновение и техника. Под ред. Пола Холмса и Маши Кар / Пер. с англ. Москва. Независимая фирма «Класс». 1997р
- Селенина Е. Метастазы счастья // Путь к себе. – 1992. — №5. – С.24-27.
- Слободяник А.П.: Психотерапия. Внушение. Гипноз. Киев. «Здоров’я». 1983
- Консультации психолога, семейный психолог, психологическая помощь.
……………………………………………………………………………………………………….
Психосоматика рака психологические корни онкологии психосоматика рак психология онкология