Понятие Шень и конституция человека
Забирник А.В. канд. мед. наук и
Култаев А.Ю.
врач общей практики, невропатолог и бизнес тренер.
-
Кадровый подбор и консалтинг с учетом уровня работоспособности и межличностной совместимости.
-
Заполнение сложных вакансий.
-
Организация и проведение корпоративных деловых игр.
-
Проведение авторских психологических, бизнес и HR-тренингов, тренингов продаж, использующих технологию психосоматического типирования BIOsoft (корпоративные и свободного набора) – около 1500 часов.
-
Проведение авторских семинаров (физическое и психологическое здоровье, интегративная психосоматика, практическое использование натурфилософской модели У-Син).
Дополнительно: МЦ «Панацея XXI век» (Харьков)
-
Практическое психосоматическое консультирование (совместно с психологом-психотерапевтом Антошкиной О.Г.).
e-mail:biosan-plus@meta.ua
Что такое ШЕНЬ ? т.(057) 757-34-42
Традиционная китайская медицина… Легенды, мифы, которых много. Но ведь есть и реальность! Реальность, состоящая в том, что это не просто медицинские знания, а система знаний о человеке, о его здоровье и болезнях, неразрывности его психики и тела. Об основах этой неразрывности мы и будем говорить.
Сегодня нет нужды убеждать кого-либо в том, что человек это сложнейшая иерархически устроенная система, в которой существует множество уровней регуляции. Самые высшие уровни регуляции этой системы занимаются уже не столько прямой регуляцией физиологических функций, сколько внешних поведенческих актов. Всю эту сложнейшую «кухню» на современном языке лишь относительно недавно и в самых общих чертах описала теория функциональных систем фактически нашего современника академика П.К. Анохина (1898-1974).
Ни в коей мере не умаляя заслуг величайшего ученого современности, хочется рассказать о понятии ШЕНЬ традиционной китайской медицины (ТКМ), которое используется уже многие века и во многом перекликается с теорией функциональных систем. Рассказать в связи с трудно объяснимыми с современной точки зрения вопросами психосоматического единства.
Для того чтобы сложнейшая система под названием живой организм координировано функционировала и развивалась, взаимодействовала с окружающим миром и себе подобными, необходима ее информационная поддержка. Организму ежесекундно необходимо знать ответы на множество системообразующих вопросов – «что?», «куда?», «как?», «когда?», «в каком количестве?» и, главное, «для чего?!». Ответы на эти вопросы согласно традиционной китайской медицине дает ШЕНЬ.
ШЕНЬ
Понятие «ШЕНЬ» многогранно и, как и большинство терминов в китайской натурфилософии и медицине, допускает много толкований. В самом широком (философском) смысле, ШЕНЬ – это закон существования объекта или процесса. Врачи ТКМ на практике обычно используют более узкую трактовку этого понятия. Однако по нашему убеждению для правильного понимания данной категории ТКМ следует начать с философского определения ШЕНЬ.
ШЕНЬ имеет любой объект1 окружающего мира, например, камень, кошка, дом, или человек. И каждый объект имеет свое предназначение, смысл существования, даже если мы об этом предназначении не догадываемся. Кроме того, каждый объект, взаимодействует с другими объектами среды по определенным правилам, заложенным в его суть. Кошка делает это по-своему, человек – по-своему, а дом и камень взаимодействуют с внешней средой совершенно иными способами. Внутренние процессы любого объекта (например, обмен веществ у человека или кошки; процесс старения материалов у дома) также идут сообразно заложенным изначально в эти объекты принципам и в каждом случае совершенно оригинально. По этим законам объекты проходят свой «цикл жизни». Кошка, как животное, следует своему биологическому предназначению выжить и принести как можно больше потомства, растет, борется за пищу, старится и погибает в свой срок. Дом, как объект бессознательный и построенный человеком, имеет не свой собственный, а утилитарный смысл, вложенный в него строителями и проектировщиками, также переживает периоды «молодости», «расцвета», «упадка» и разрушения. Об исходном предназначении камня мы можем лишь догадываться (как-то же он появился!), но мы можем его использовать, вкладывая в него свой смысл. Возможно, для этого камень и существует – следовать чьему-то смыслу. Естественно, «цикл жизни» дома совершенно иной, чем у кошки и подчиняется другим закономерностям.
Совокупность всех законов развития и трансформации любых объектов, целей их существования, правил внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с внешней средой составляет суть понятия ШЕНЬ любого рассматриваемого объекта.
Интересно, что лестница дома и печень кошки, являясь подчиненными объектами бóльшего объекта, также имеют свои законы существования (ШЕНЬ). Однако эти законы подчинены законам бóльшего целого (объекта), в состав которого они входят. Следовательно, абсолютно все объекты окружающего мира находятся в цепочках иерархической подчиненности. Эти цепочки фактически бесконечны, т.к. о любом объекте можно сказать, что для одних объектов он является подчиненным и, одновременно, для других – управляющим уровнем ШЕНЬ.
Например, зрелый человек для своей домашней кошки, для собственных детей определяет порядок их жизни: где жить, что есть, как и что делать. Т.е. для перечисленных объектов этот человек является ШЕНЬ. Но с точки зрения государства (отряда, племени, нации) он сам представляет собой подчиненный объект и ведет себя в соответствии с ШЕНЬ государства. Если он этого не делает, то подвергается различным методам давления – от морального, до физического. Так в понятии ШЕНЬ проявляется и действует закон иерархии подчиненных элементов.
В традиционной китайской медицине ШЕНЬ такая же универсальная категория, как Инь и Ян. В медицинском контексте, согласно древним трактатам, термином ШЕНЬ обозначается все, что не является телом (материей) и Ци. По сути ШЕНЬ сводится к проявлениям духовного начала человека, психическим и интеллектуальным функциям. В трактате Нейцзин сказано: «Дух – шень называется так потому, что ушами его не можешь услышать. Однако именно он делает глаза светлыми, сердце открытым, а эмоции и мысли – быстрыми. В состоянии ясного сосредоточения можно прозреть сущность ШЕНЬ, но словами передать ее нельзя. Ведь все смотрят, а видят только при помощи глаз, а такое видение духа подобно взгляду в сумерках».
Несмотря на то, что «сущность ШЕНЬ … словами передать нельзя», следует подчеркнуть – ШЕНЬ имеет свою материальную основу. Он материален, поскольку если нет реального материального объекта, поведение которого должен описывать ШЕНЬ, то нечего описывать, нет закона существования объекта. Здесь мы в который раз сталкиваемся с холистическим2 описанием мира в ТКМ, где границы между материальным и нематериальным весьма условны, где существует всеобщая взаимосвязь и взаимозависимость. Подробнее об этом – ниже. Все сказанное далее о ШЕНЬ относится к биологическим объектам, в том числе применительно к человеку.
Возникновение ШЕНЬ
ШЕНЬ человека возникает в момент оплодотворения, когда начинают функционировать Юань-Ци (врожденная энергия) и Юань-Чин (врожденная субстанция). Таким образом, ШЕНЬ является производным от врожденной субстанции и врожденной энергии. Это так называемый врожденный или глубинный ШЕНЬ, определяющий врожденные (генетически обусловленные) особенности индивида. С ростом и развитием плода происходит рост его тканей, растет субстанция и Ци эмбриона, все более активную роль начинают играть приобретенная субстанция3 и Ци. Одновременно формируется и начинает функционировать так называемый внешний ШЕНЬ. Внешний ШЕНЬ напрямую зависит от пополнения приобретенной субстанции и различных видов Ци. В свою очередь, «крепость» приобретенной субстанции и «полнота» Ци являются результатом достаточной функциональной активности внутренних органов, которая обеспечивается работой глубинного ШЕНЬ. Когда функциональная активность органов и самого глубинного ШЕНЬ достаточны и обеспечивают хороший уровень адаптации, говорят, что у человека «крепкий» ШЕНЬ. Разделение на внешний и глубинный ШЕНЬ весьма условно, т.к. в процессе роста и развития организма эти два вида ШЕНЬ тесно взаимодействуют, накладываясь друг на друга, проявляясь одновременно.
Таким образом, с одной стороны ШЕНЬ обеспечивает функционирование внутренних органов и за счет этого – накопление материального субстрата для своего существования, а с другой – полностью зависит от этих функций и является их отражением. Поэтому ШЕНЬ вместе с субстанцией и Ци образуют единый комплекс, выполняющий функции роста, развития организма и обеспечивающий взаимодействие организма с окружающей средой. Далее рассмотрим функционирование глубинного и внешнего ШЕНЬ подробнее.
Основные функции ШЕНЬ
Функции глубинного ШЕНЬ тесно связаны с функционированием Юань-Чин и Юань-Ци. Глубинный ШЕНЬ обеспечивает информационную поддержку роста и развития организма, сохранение индивидуальности в строении его тела и личностных особенностей – т.н. «генетическую закладку». Материальная основа глубинного ШЕНЬ, как было уже сказано, находится во врожденной субстанции и врожденной Ци, поэтому глубинный ШЕНЬ является достаточно стабильным и, по сути, является «источником» стабильности организма. Он обеспечивает стабильность как телесной формы, так и голубиных черт личности. Вместе с тем, возможны определенные изменения глубокого ШЕНЬ как следствие изменения функционирования Юань-Ци, например, формирование эндокринной патологии.
Нельзя снова не упомянуть о психосоматическом единстве человека, которое благодаря понятию ШЕНЬ в ТКМ воспринимается как само собой разумеющееся и не вполне очевидно для современной медицины. Эндокринные заболевания (болезни желез внутренней секреции) относятся в ТКМ к нарушениям функции врожденной энергии. Поскольку между врожденной энергией Юань-Ци и глубинным ШЕНЬ существует непосредственная связь, нарушения функционирования Юань-Ци обязательно приводят к изменениям глубинного ШЕНЬ, в том числе – глубинных черт личности! Это теория ТКМ. А практика полностью подтверждает древнекитайскую теорию ШЕНЬ. Больные с эндокринной патологией зачастую меняются до неузнаваемости не только внешне, но и внутренне! Происходит изменение глубинных свойств их личности. В результате человек становится внешне и внутренне просто неузнаваемым. С точки зрения современной классической медицины изменение внешнего облика пациента с грубой эндокринной патологией вполне стандартное явление. А вот трансформации личности удовлетворительного объяснения не имеют.
С современной научной точки зрения функции, выполняемые врожденным ШЕНЬ можно соотнести с совокупностью генетической информации организма и укладываются в понятие конституции человека. Действительно, согласно канонам, ШЕНЬ определяет индивидуальность человека, а с точки зрения современной науки эта функция принадлежит геному (совокупности генов). Свой уникальный геном человек получает от родителей в момент зачатия и этот геном является информационной и одновременно материальной матрицей, по которой происходит рост и развитие организма человека. Эта матрица стабильна и сохраняется на протяжении всей жизни человека, обеспечивая стабильность организма и личности. Современной науке неизвестны факты системных изменений генетической информации одновременно во всех клетках организма, хотя известно, что при определенных условиях начинают проявлять себя «спящие» гены, то есть те, которые не проявляли себя ранее, в обычных условиях. Таким образом, сопоставление понятия глубинный ШЕНЬ с современными данными оказывается вполне наукообразным.
Главная функция внешнего ШЕНЬ – способность организма адаптироваться к условиям внешней среды. Причем это может быть адаптация к уже изменившимся условиям существования, а может быть так называемая «преадаптация». Под преадаптацией понимают текущее приспособление к будущим изменениям среды, к тем изменениям, которые еще не наступили. Другими словами, это приспособление «сегодня» к изменениям, которые будут «завтра». Например, сезонная преадаптация у животных – линька, накопление жировых отложений и т.д.
Согласно канонам ТКМ, материальной основой внешнего ШЕНЬ является «приобретенное достояние», т.е. переработанные желудком и адаптированные к усвоению Селезенкой питательные вещества и дыхательная Ци, которые превращаются в организме в приобретенную субстанцию, Кровь и различные виды Ци. Вот как об этом сказано в Нейцзин: «Кровь и Ци представляют собой дух ШЕНЬ человека. Поэтому следует очень внимательно относиться к питанию ШЕНЬ».
Поскольку материальная основа внешнего ШЕНЬ имеет внешнее происхождение, то она несет информацию о состоянии внешней среды, что определенным образом видоизменяет внешний ШЕНЬ и позволяет ему выполнять функции приспособления. Сумма глубинного и внешнего ШЕНЬ образует ШЕНЬ организма.
Органом, хранящим и образующим целостный ШЕНЬ организма, считается Сердце4. Выполнение данной функции Сердцем осуществляется через Кровь, которая подчиняется Сердцу. Кровь образует внутреннюю среду организма, одновременно обладая свойствами как субстанции, так и энергии. Эти ее особенности позволяют выполнять функцию хранения и транспортировки ШЕНЬ.
Психика человека и ШЕНЬ
ШЕНЬ не только определяет порядок, цель и смысл функционирования различных функциональных систем организма, но и одновременно является отражением соответствующих функций. Поэтому состояние ШЕНЬ может иметь диагностическое значение. Рассматривая ШЕНЬ как информационную матрицу процесса (любого процесса – как чисто физиологического, так и психологического, поведенческого), мы можем утверждать, что адекватное функционирование органов и систем есть отражение нормального ШЕНЬ.
На уровне целостного организма, как сказано выше, ШЕНЬ проявляется в ментальной и духовной активности человека. В классических трудах сказано, что к ШЕНЬ относятся:
- дух Сердца: чистая, высшая душа, разум, нравственность, эмоциональность, ментальность в целом – Shen
- дух Селезенки: мышление, взгляды, представления, рефлексия, запоминание – Yi
- дух Легких: телесная душа, инстинкты и автоматические действия – Po
- дух Почек: мудрость, воля, упорство, целеполагание – Zhi
- дух Печени: способность планировать и выполнять задуманное – Hun
Каждый из этих аспектов психической деятельности человека находится в непосредственной связи с функционированием соответствующих внутренних органов. Поэтому любые ментальные, эмоциональные и психические расстройства в ТКМ рассматриваются как отражение нарушений физиологических функций внутренних органов и имеют диагностическое значение.
Вследствие целостного рассмотрения человека в ТКМ не выделяются отдельно болезни души и болезни тела. Любое заболевание, относящееся к группе телесных с точки зрения классической медицины, согласно ТКМ, обязательно сопровождается специфическими психоэмоциональными симптомами, т.е. нарушениями ШЕНЬ. А любое психическое заболевание имеет четкую и определенную физиологическую основу.
Подводя итог, следует зафиксировать наиболее принципиальные положения:
- Сопоставляя современные представления о соотношении материи, энергии и информации, логично считать, что под термином ШЕНЬ в широком смысле слова понимается информация, которая находится на материальном носителе (в ТКМ – Чин) и определяет существование этого носителя.
- Информация или пространство смыслов, называемое ШЕНЬ, обеспечивают порядок функционирования материи и энергии в живом организме таким образом, чтобы обеспечить его рост, развитие, воспроизведение.
- ШЕНЬ имеют как любые функциональные системы организма, так и организм в целом, как бόльшая функциональная система.
- ШЕНЬ любой функциональной системы, управляющей встроенными в нее подсистемами, является для них верхним управляющим иерархическим уровнем. Таким образом, можно говорить об иерархии взаимно подчиненных систем, т.е. об иерархии ШЕНЬ.
- ШЕНЬ условно разделяется на глубинный и внешний. Обе его части выполняют противоречивые функции, обеспечивая с одной стороны стабильность в организме (глубинный ШЕНЬ), с другой – приспособительные реакции (внешний ШЕНЬ).
- Стабилизирующим, системообразующим началом в организме является глубинный ШЕНЬ, который организм обретает вместе с генетическим материалом от родителей и проявляется в виде врожденных конституциональных особенностей.
- Источником общего, целостного ШЕНЬ в организме является Сердце, т.к. оно управляет носителем ШЕНЬ – Кровью и двигает ее.
- В традиции ТКМ наиболее ярко ШЕНЬ проявляется через ментальную и духовную активность человека и через них может быть оценен. При этом значение «правильного» ШЕНЬ для гармоничного протекания физиологических функций неоспоримо и очевидно.
- Различные аспекты общей психической деятельности четко связаны с работой соответствующих физиологических систем (органов), т.е. являются одним из аспектов работы этих органов.
- На любом иерархическом уровне ШЕНЬ обеспечивает адекватную и гармоничную функцию субстанции и Ци.
- Нарушение гармонии5 между субстанцией, Ци и ШЕНЬ приводит к нарушению адекватного функционирования т.е. к болезни.
1 Под объектом здесь и далее могут подразумеваться любые предметы либо процессы, происходящие с предметами и/или информацией.
2 Целостным.
3 Субстанция, поступающая с питанием.
4 Напомним, что в тексте наших статей названия органов, данные с прописной буквы, означают «китайский орган», а не орган в современном анатомо-морфологическом понимании. Если же название органа упоминается с малой буквы – речь идет об анатомическом образовании.
5 Под гармонией понимается взаимное соответствие
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Слова по теме: Что такое шень? жень шень корень жень шеня настойка жень шеня жень шень купить шень ло жен шень жень шень применении что