Становление историч. науки в М. относится к периоду войны за независимость (1810—26) и консолидации мекс. гос-ва. С периодом становления и развития капитализма в М. связано появление в историч. науке бурж.-ли- берального направления, многие видные представители к-рого с патриотич. позиций освещали войну за независимость (К. М. де Бустаманте, X. М. Л. Мора, Л. де Савала, 1788—1836). Этому направлению противостояло консервативноклерикальное течение. Его основоположники Л. И. Аламан, Н. Са- макойс (1820—85) и др. стояли на позициях апологии испанского ко-лониализма, но вместе с тем отмечали высокий уровень индейской культур ы. Во 2-й пол. 19 в. в мекс. историч. науке утверждаются бурж.-ради- кальное (И. М. Альтамирано) и либерально-позитивистское (X. Сьерра Мендес) направления, представители к-рых развивали взгляды, во многом совпадавшие с концепциями либеральных историков сер.
19 в. В связи с усилением роли по- мещичье-бурж. олигархии в период президентства П. Диаса заметное влияние на историч. науку стало оказывать реакц. бурж.-помещичье направление, сторонники к-рого (напр., Ф. Бульнес) придерживались традиций консервативно-клерикальной школы. Для их работ характерны преклонение перед колонизаторами, извращение истории освободит, борьбы мекс. народа, восхваление бурж.-помещичьей диктатуры. В условиях подъёма нар. революц. движения накануне Мекс, революции 1910—17 зародилось революц.-демократич. тече-ние в историч. науке М. Его представители — крупные историки А. Молина Энрикес, Р. Флорес Магон, опиравшиеся на идеи мекс. демократов и патриотов X. М. Л. Моры, Б.-П. Хуареса и др., стремились анализировать историч. события, их социально-экономич. базу и расстановку классовых сил, пытались вскрыть истинные пружины классовой и социальной борьбы в мекс. обществе.
Революция 1910—17 и послере- волюц. социально-экономич. обстановка в М., связанная с экономич. и культурным подъёмом, укреплением нац. буржуазии и усилением нар.-демократич. и антиимпериалистич. движения в стране, вызвали в М. усиленный интерес к проблемам нац. истории. В 20—30-х гг.
20 в. появились науч. учреждения и об-ьа, сыгравшие значительную роль в развитии исторической науки. Была основана Мексиканская академия истории (1919), начали выходить многотомные серии историч. публикаций. В 1923—36 были изданы 40 томов Мекс, истори- ко-дипломатич. архива, с 1936 издаётся Мекс, историч. б-ка неопубликованных трудов, в 1939—42 вышло 16-томное собрание документов по истории М. 16—19 вв.
Историч. наука М. после революции 1910—17 развивалась в обстановке острой идеологич. борьбы, укрепления позиций мекс. буржуазии в экономике и обществ.-поли- тич. жизни. Отражением этих процессов в историч. науке явилась борьба различных направлений, в частности консервативно-клерикального (представленного Т. Эскивелем Оорегоном, 1864—1946; А. М. Карреньо Эскудеро, 1875— 1962; Э. Рабасой, 1875—1962 и др.), с одной стороны, и революц.-де-мократического — с другой. В этот период большое влияние на историч. науку оказывала т. н. объективная школа, представители к-рой — Д. Косио Вильегас, А. Торо (1873—1952), С. Савала, К. Бош Гарсия (р. 1919) продолжали традиции либерально-позитивистского направления кон. 19 — нач. 20 вв. Нек-рые представители революц,- демократич. направления (А. Теха Сабре, Л. Чавес Ороско, А. Куэ Кановас) рассматривали проблемы нац. истории М. с близких к марксизму позиций. К кон. 20-х — нач. 30-х гг. появились первые марксистские работы. Р. Рамос Педруэса в работе «Борьба классов в истории Мексики» (1936) анализировал историю страны с позиций историч. материализма.
Новый этап в развитии историч. науки в М. был связан с подъёмом демократич. и антиимпериалистич. движения в 40-х гг. Возникли новые науч. учреждения.
После 2-й мировой войны в связи с укреплением экономич. и политич. позиций крупной финанс.-пром. буржуазии М. заметное положение в мекс. историч. науке стали занимать различные социал-реформист- ские школы. Их представители пропагандируют идеи т. н. демократич. социализма, гармонии труда и капитала, особого мексиканского «третьего пути». Представители демократич. течения (А. Куэ Кановас) уделяют значит, внимание социальной и экономич.
истории страны, истории внеш. политики М., раскрывают агрессивную сущность войны, развязанной США против М. в 1846—48. Видную роль продолжала играть бурж.-либеральная объективная школа. Представители этой школы, группирующиеся вокруг «Эль колехио де Мехико» (осн. в 1940), создали многотомный коллективный труд «Новая история Мексики» под общей ред. Д. Косио Вильегаса, введя в науч. оборот большой фактич. материал, почерпнутый в архивах.